Она ушла, а шлейф остался

Среди разнообразных делений ароматов на группы есть такое: парфюмы со шлейфом и парфюмы, сидящие близко к коже. О шлейфах ароматов говорят часто, этот термин прижился в среде ценителей парфюмерии. Но в его использовании есть противоречия и путаница. Многие, например, считают все стойкие парфюмы шлейфовыми и наоборот. Другие, включая «Википедию», не видят разницы между шлейфом и базовыми нотами композиции. И первые, и вторые заблуждаются. В общем, давайте разбираться. Бонусом – список шлейфовых ароматов.

Что такое «шлейф аромата»?

Шлейф – благоухающий след, который чувствуется в отдалении. Это не взрывная волна запахов у прилавка парфюмерного магазина. Речь идет о прекрасной и манящей ароматной дымке в воздухе, заставляющей обернуться вслед прошедшему мимо человеку. Или – легком запахе духов, оставшемся в комнате после того, как ее покинула очаровательная женщина. Очень хорошо объясняет суть явления его французское название – sillage (произносится как «сийяж»). Основное значение этого слова – кильватер (волновая струя, которую оставляет за собой судно). Sillage говорят также о следе в небе от пролетевшего самолета.

 

Про аромат можно сказать, что он шлейфовый, если он дает внешний эффект, ощущается окружающими на расстоянии. Не стоит путать шлейфовость со стойкостью. Шлейф – это про то, насколько далеко от владельца или владелицы слышны отзвуки аромата, а не про то, как долго аромат остается на коже. Не все долгоиграющие стойкие композиции слышны в отдалении от их носителя. Среди них есть такие, что изначально создаются как интимные, ощущаемые только при близком контакте.

От чего зависит шлейфовость?

Шлейф парфюма, по сути, представляет собой набор физических частиц, «зависших» в воздухе. Одни ароматные молекулы обладают способностью такого зависания, другие, с высокой летучестью, нет. Медленно испаряющиеся компоненты, такие как ваниль, мускус, прочие животные ноты, обычно помещаются в базу парфюмерной композиции (подробнее о структуре аромата читайте здесь). Поэтому некоторые ставят знак равенства между базовыми нотами и шлейфом. Они заблуждаются – без нот базы не обходится ни один шлейф, но все не так просто.

Парфюмеры умеют управлять порядком раскрытия аромата и скоростью испарения тех или иных составляющих композиции. Для иллюстрации приведем слова Pascal Gaurin, ведущего парфюмера гиганта индустрии International Flavors & Fragrance: «Все это сложная химия с участием множества взаимодействующих друг с другом молекул. Если у вас есть компоненты, которые очень быстро испаряются, например, лимонное масло или бергамот, то вы можете оставить их в воздухе на более долгий срок, добавив к ним ингредиенты с низкой летучестью».

 

Получается, легкие цитрусовые ноты из сердца композиции вполне могут задерживаться в воздухе и оказываться в шлейфе. Для этого парфюмеры «цепляют» к ним что-то потяжелее. Поэтому и шлейфы у парфюмов разные, в обратном случае все бы они состояли из насыщенно-тягучих нот, характерных для «востока». Легкие фруктово-цветочные ароматы, свежие фужерные, элегантные шипровые тоже могут шлейфить и еще как.

 

Итак, наличие у аромата шлейфа и его протяженность зависят главным образом от схемы композиции, заданной парфюмером, от сочетания ароматных молекул. Но не только – температура и влажность воздуха, химия кожи человека, надевшего парфюм, тоже играют свою роль. К примеру, на обладательницах сухой кожи ароматы шлейфят слабее. А кожа жирная или смешанная, напротив, делает шлейф выпуклым, более явным. Дело в том, что натуральная секреция способна утяжелять ароматы, сгущать их.

Как понять, будет ли аромат «шлейфить»?

Производители парфюмерии не пишут на коробочке аромата, обладает ли он шлейфом и каким – а ведь могли бы. Нам остается добывать информацию самостоятельно или делать выводы на основании своего опыта. В сети немало площадок, на которых можно узнать мнения других любителей парфюмерии о шлейфовости той или иной композиции. Я пользуюсь для этого fragrantica.com. Захожу на страничку аромата и смотрю характеристику Sillage (находится под описанием композиции и картинками с пирамидой и аккордами). Вот, например, шлейфовость дорогой мне «Венеции» от Laura Biagiotti большинство из проголосовавших пользователей считают сильной.

У сайта есть русскоязычная версия. Но на ней оставляют мнение меньше людей, что является в данном случае минусом.

Попробовать определить шлейфовость самому тоже можно. Самый очевидный вариант – взять из магазина блоттер с парфюмом, принести домой, положить у источника тепла, а затем проверить, на каком расстоянии слышится аромат. Если флакон уже у вас, то есть еще один способ. Распылите немного парфюма в комнате, затем выйдите из нее, закрыв дверь. Через некоторое время возвращайтесь и делайте выводы. К сожалению, понять, как композиция будет шлейфить с вашей кожи, не так просто по понятным причинам. Брызнув в магазине на руку из тестера, получится определить только стойкость и характер звучания парфюма. Можно расспросить близких, но тут вы должны быть уверены в их честности и доверять их вкусам.

Список самых шлейфовых ароматов

Список составлен на основании собственного опыта, опроса коллег и друзей, штудирования разнообразных сетевых источников. Пока что ограничимся женской парфюмерией.

  • Poison Christian Dior (восточный цветочный),
  • Thierry Mugler Angel Eau de Parfum (восточный гурманский),
  • Dior Addict Christian Dior (восточный цветочный),
  • Opium Yves Saint Laurent (восточный пряный),
  • Joop! Femme Joop! (восточный древесный),
  • Ultraviolet Paco Rabanne (восточный цветочный),
  • Crystal Noir Versace (восточный цветочный),
  • Soir de Lune Sisley (шипровый цветочный),
  • Agent Provocateur Agent Provocateur (цветочный древесно-мускусный),
  • My Insolence Guerlain (цветочный фруктовый),
  • 24 Faubourg Hermes (цветочный шипровый),
  • Knowing Estee Lauder (цветочный шипровый),
  • La Vie Est Belle Lancôme (цветочный фруктовый),
  • Eden Cacharel (цветочный),
  • Poeme Lancôme (цветочный),
  • Amarige Mariage Givenchy (цветочный),
  • Guerlain Champs Elysées (цветочный фруктовый).