Парфюмерия – это искусство. И, как для любого вида искусства, для нее характерны свои течения и метаморфозы. Современную парфюмерию можно разделить на несколько, хотя и довольно условных, направлений. Это привычный, недорогой и доступный масс-маркет; люксовая парфюмерия, представленная модными брендами; нишевый (селективный) парфюм, ставший признаком «хорошего вкуса», и инди-парфюмерия – небольшое сообщество парфюмеров, создающих натуральные ароматы в небольшом количестве в кустарных условиях.
«Независимая» парфюмерия
Именно об инди-парфюмерии (ее еще называют крафтовой и артизанальной, т. е. кустарной) мы хотим сегодня поговорить. Свое название эта ветвь парфюмерии берет от слова independent – «независимый». Этим словом очень емко выражается суть работы инди-парфюмеров. Они независимы и ничем, кроме своего воображения, не ограничены. Крафтовой парфюмерии тесно в рамках IFRA (The International Fragrance Association — Международной ассоциации по ароматическим веществам), модных тенденций, требований рынка и необходимости массового производства. Это некоммерческие проекты, хотя продажи инди-парфюмерии и важны для продолжения деятельности. Еще одним важным отличием направления является его натуральность. В духах артизанальной парфюмерии никогда не встретишь синтетических ингредиентов. Поэтому еще одно название данного течения – натуральная парфюмерия.
Крафтовая парфюмерия в России
В Европе и Америке инди-парфюмерия уже давно и прочно заняла место в индустрии ароматов, а вот в России ей чуть больше 10 лет. Первопроходцем натуральной парфюмерии у нас стала Анна Зворыкина. Сегодня она является учителем и вдохновителем большинства российских артизанальных парфюмеров. Именно благодаря ей в 2015 году состоялся первый отечественный фестиваль инди-парфюмерии. А ведь у наших крафтовых носов очень нелегкие творческие будни, сопряженные с множеством проблем. И если вопросы с поставками сырья сейчас решаются достаточно просто, то проблемы с достойной упаковкой и сертификацией не решены и по сей день. Последнее, по сути, выводит деятельность инди-парфюмеров на уровень подпольной торговли.
Чем ценна инди-парфюмерия
Артизанальная парфюмерия – продукт не массового потребления: она рассчитана на очень ограниченный круг людей. Поэтому и отношение к ней довольно неоднозначное. Некоторые пренебрежительно считают ее чем-то несерьезным и не заслуживающим внимания. Но все чаще можно встретить и противоположные мнения. Связано это с перенасыщением рынка парфюмерией других видов: сейчас все сложнее подобрать запах, который не услышишь в толпе, пусть не на каждом втором, но уж на каждом десятом. Также на популяризацию инди-парфюмерии влияет массовое увлечение всем экологичным и натуральным. Настоящие ценители считают, что артизанальная парфюмерия является своеобразным эталоном в мире ароматов. Именно к пониманию и любви к ней должен в конечном итоге прийти каждый парфманьяк, пройдя все этапы от масс-маркета до ниши.
Полюбить инди-парфюмерию не так уж и легко, ведь она не отвечает привычным стандартам. Анна Зворыкина говорит о ней так: «Это духи не для «статуса» не для того, чтобы казаться всем самой сексуальной женщиной. Это другая чашка чая. Это духи для изменения собственного настроения. Розовые или черные очки – для того, чтобы видеть мир в каком-то определенном свете. Это ароматы гибкие и изменчивые, если вы хотите продлить звучание – просто добавьте еще одну каплю духов». Натуральные ароматы не могут быть свежими и легкими, они всегда очень насыщены и довольно тяжелы. Такие духи не «наденешь» на каждый день в офис, они должны соответствовать моменту, точнее, он должен соответствовать им. Они звучат от 1 часа до 5 и не имеют сильного шлейфа. Зато любой артизанальный аромат — это целая история, написанная только для вас.