В 1996 году (год помним точно, потому что тогда нам в лабораторию купили первый Пентиум) коллега притащил на работу компакт-диск с игрой из серии Leisure Suit Larry. Игрушка понравилась, пару недель вечерами мы проходили с Ларри его приключения. Вспомнили о Ларри по ходу работы над этим сайтом. Дело в том, что Leisure Suit Larry предоставляла играющему возможность ощутить запахи, иллюстрирующие игровые ситуации. Мы, правда, не могли этого сделать, потому что диск пришел не в коробке. А вот западные фанаты Leisure Suit Larry в комплекте с диском получали несколько разноцветных пакетиков. Во время игры в правом нижнем углу время от времени появлялся цветной квадратик. Игрок брал соответствующий пакетик и нюхал его содержимое.
UPD: С того времени прошло без малого 30 лет и было бы странно, если бы идеей «озвучить» компьютерные игры соответствующими запахами не воспользовались другие разработчики. Правда сейчас изобретением устройств для ароматического сопровождения компьютерных игр и фильмов занимаются отдельные компании. Так, в начале 2000 годов компания Digiscents разработала механизм iSmell для оцифровки запахов. Но из-за своей дороговизны и технических недочетов (каждый последующий запах в устройстве наслаивался на остатки предыдущего) проект оказался не востребован пользователями. Впрочем, энтузиастов, желающих подарить ольфакторное звучание цифровым технологиям, это не остановило.
В 2018 году в японской компании Vaqso разработали миниатюрное полукруглое устройство, которое подключается через micro USB или по Bluetooth к очкам виртуальной реальности и располагается рядом с носом игрока. В устройство вставляются картриджи с запахами. Во время использования оно источает ароматы в зависимости от того, что происходит в игре. В каталоге Vaqso есть запахи океана, пороха, леса, земли, кофе, карамели, шоколада, карри, жареной курицы, мяты, бензина, цветов, а также зомби и женщины. Устройство совместимо с гарнитурами Oculus, Vive и Play Station VR. К сожалению, технология пока тоже весьма недешева (около 1000 $ за гаджет с 5 сменными картриджами, плюс 70 $ за каждый дополнительный картридж), поэтому позволить ее себе могут немногие. Но прогресс не стоят на месте и, возможно, то, что еще вчера казалось нам чем-то из области фантастики, завтра окажется доступно каждому.
Кроме попыток передать запахи через использование картриджей с ароматическими веществами некоторые разработчики пробуют создать технологию воздействия на мозг. В результате чего тот сам должен генерировать ощущение нужного запаха. Например, исследователям в Малайзии удалось провести удачный эксперимент с доставкой сигнала о запахе сразу в мозг. Правда, стоит отметить, что в ходе эксперимента испытуемые жаловались на неприятные ощущения при введении электродов в нос. С течением времени этот вопрос, скорее всего, удастся решить.
Есть ли среди наших читателей любители компьютерных игр? Какие игры вам запомнились больше всего? А какие из них вы бы хотели не только видеть, но и обонять? Пожалуйста, пишите ваши ответы в комментариях!