Ольфакторное звучание живописи

Мы уже когда-то фантазировали с вами, какими ароматами могли бы сопровождаться любимые и известные фильмы.  А в последнее время тенденция сопровождения запахами просмотра произведений искусства дошла и до музеев. Мы, к сожалению, не нашли автора этой идеи и то место, где впервые был использован такой прием, но выяснили, что несколько известных музеев России и Европы уже организовали экспозиции, сопровождаемые специальными парфюмерными композициями. Кроме того, в планах у них есть еще несколько подобных выставок.

Музеи, использующие ароматическое сопровождение

Одним из первых музеев, в котором к визуальному воздействию добавили и обонятельное, является Музей русского импрессионизма. Здесь такой подход впервые использовали в экспозиции «Жены», на выставке «Авангард: на телеге в XXI веке». Музейная команда совместно с парфюмером Тимуром Солодовым и брендом NŌSE perfumes подобрала созвучные изображению запахи к нескольким картинам в экспозиции. Чтобы услышать аромат, посетителям было нужно отодвинуть специальную заглушку.

Франция

В 2019 году Лувр совместно с парфюмерной компанией Officine Universelle Buly запустил проект по созданию ароматов для восьми шедевров живописи и скульптуры из коллекции музея. Личные ольфакторные композиции появились у трех скульптур: «Венеры Милосской», «Ники Самофракийской» и «Нимфы со скорпионом» Лоренцо Бартолини, а также у картин «Купальщица Вальпинсона» и «Большая Одалиска» Энгра, «Святой Иосиф» Жоржа де Латура, «Беседа в парке» Томаса Гейнсборо и «Засов» Жана-Оноре Фрагонара.

Вот как описала процесс поиска подходящего аромата для картины «Купальщица» парфюмер Givaudan Даниэла Рош-Андрие: «Эта женщина с нежной, молочной кожей, струящаяся вода, бельё, на котором она сидит… Я сразу подумала о цветах апельсинового дерева, нероли, лаванде — скромном аккорде, ассоциирующемся с высохшими на солнце простынями. (…) Я вижу парфюмеров как переводчиков, способных преобразовать цвет, свет или текстуру в парфюмерный аккорд. Зелёный бархатный занавес в левой части картины вызвал у меня ассоциации с богатым и томным запахом лаванды».

Ароматы, созданные под впечатлением и для сопровождения произведений искусств в Лувре предлагается приобрести в специализированном магазине на территории выставочного комплекса.

Испания

В Национальном музее Прадо (Мадрид, Испания) проблему ольфакторного звучания картин решили несколько иным образом. В 2022 году здесь прошла обонятельная выставка «Суть картины», основным экспонатом которой стало произведение Яна Брейгеля Старшего «Обоняние». Исследователи обнаружили в нем около 80-90 объектов, издающих запахи: цветы, животных, надушенные перчатки, контейнеры с ароматическими веществами и даже старинный освежитель воздуха с перегонными трубками и эссенциями. Грегорио Сола, старший парфюмер Puig и академик Парфюмерной академии, создал десять ароматов, связанных с разными элементами картины. А посетители выставки могли с помощью нажатия на определенную цифру изображения ощутить, чем пахнет тот или иной предмет. Запах поступал из специальных диффузоров рядом с картиной.

Россия

Одной из последних выставок, объединивших парфюмерию и живопись, стала экспозиция «Александр Савинов. Миражи» и спецпроект «Миражи. Саратовская школа». Проходила она в декабре прошлого года в уже знакомом нам Музее русского импрессионизма. Ольфакторное сопровождение было подобрано для трех картин: «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице», «Портрет молодой дамы» Александра Савинова и этюда «Слепцовка» к работе «Гармония» Виктора Борисова-Мусатова. Особенностью этой выставки стало то, что парфюмерный бренд Pure Sense разработал эти запахи при помощи незрячих парфюмеров.

В заключение отметим: тенденция «оживлять» живописные полотна и скульптуры ароматами имеет все шансы стать целым направлением в искусстве. Ведь, чем больше задействовано у нас органов чувств при восприятии информации, тем более глубоким и объемным будет впечатление.