Пожалуй, одной из наиболее значимых личностей в истории декоративной косметики был Макс Фактор — основатель американского бренда Max Factor. Именно благодаря этому человеку на свет появились: тональный крем, водостойкий макияж, блеск для губ, компактная пудра, кисточки для нанесения помады и пудры, а также различные варианты грима для кино и телевидения. Фактор перевернул общепринятые понятия о красоте, стал новатором в сфере макияжа.
Годы в России
Максимилиан Факторович (такое имя наш герой получил при рождении) родился 15 сентября 1877 года в городке Здуньская-Воля, тогда находящимся на территории Российской империи, а сейчас относящимся к Польше. Мальчик был одиннадцатым ребенком в семье, поэтому с ранних лет был вынужден работать, чтобы помочь родителям прокормить братьев и сестер. Так, в семь лет Максимилиан продавал леденцы и апельсины в фойе театра. Тогда состоялось первое знакомство Факторовича с миром перевоплощений. Через год он уже работает помощником фармацевта, затем мальчик устраивается подручным к косметологу.
В четырнадцать лет Максимилиан Факторович перебрался в Москву и поступил на службу в Большой театр в подчинение ведущего гримера Корпо. В восемнадцать лет юноша попал под призыв и четыре года прослужил медбратом в госпитале. По возвращении Факторович открывает в Рязани магазинчик, в котором продаются духи, кремы, помады и парики собственного производства. Однажды в Рязани гастролировал столичный театр, артисты которого воспользовались услугами Макса. Вместе с ними в столицу уехала слава о продукции Факторовича. Позднее и сам косметолог переезжает в Санкт-Петербург, где работает гримером в Императорском Оперном Театре. Профессиональный грим артистов привлекает внимание знати и царской семьи и Факторович начинает консультировать светских дам по вопросам красоты.
В начале XX века усиливаются народные волнения и нарастают антисемитские настроения и у Факторовича появляются мысли об отъезде из России. Но знатные клиенты не спешат его отпускать, поэтому Максимилиану приходится пойти на хитрость. Он накладывает себе грим, создающий нездоровый внешний вид. Так Факторовичу удается обмануть врачей и получить разрешение поехать на лечение в Карлсбад, где его ожидала семья. Оттуда уже все семейство отправилось в Америку, куда раньше уехали дядя и брат Максимилиана. Иммиграционные службы сокращают труднопроизносимое имя Максимилиан Факторович до простого — Макс Фактор. Из России Макс увез не только семью, но и 40 000 долларов, накопленных за долгие годы. Так началась долгая история успеха Макса Фактора — основателя одной из самых знаменитых косметических империй.
Жизнь в Голливуде
По приезде Фактор обосновался в Сент-Луисе, где открыл парикмахерскую и маленький магазинчик по продаже косметических средств. Но уже в 1908 году предпринимательская жилка заставляет Макса переехать вместе с семьей в Лос-Анджелес и открыть косметический магазин по продаже грима и париков на Голливудском бульваре. Свой новорожденный бизнес Фактор назвал Max Factor and Company. За довольно короткий срок магазинчик и его хозяин стали известны среди актрис.
С развитием кинематографа перед гримерами встала проблема несоответствия театрального грима задачам киносъемок. Он быстро высыхал, отваливался кусками, выглядел очень неестественно, сковывал мимику актеров и его нужно было менять каждые несколько дублей. Макс Фактор первым создал грим на кремовой основе с двенадцатью оттенками, который выглядел максимально естественно. Этим гримом стали пользоваться Чарли Чаплин и Бастер Китон. А Макс Фактор становится очень известным в киноиндустрии.
При этом деятельность Фактора не ограничивалась гримом для актеров: своей главной задачей он считал возможность сделать косметику общедоступной. В начале XX века считалось, что пользоваться косметикой могут только актрисы и женщины «легкого поведения». Приличные же дамы должны довольствоваться естественной красотой или пользоваться косметикой тайно. Ситуацию изменило кино, в котором было много прекрасных актрис. Женщинам хотелось подражать им и быть похожими на любимых киногероинь.
Хроники компании Max Factor
С 1916 года все новинки косметики сразу появлялись в продаже у Макса Фактора и пользовались большим спросом. Тем более, что он активно использовал рекламу с участием звезд кино. Например, помада стала по-настоящему популярной, только когда с ее помощью Фактор преобразил актрису Клару Боу. А активно использовать тушь для ресниц и тени для век женщины начали после того, как на экранах появилась Грета Гарбо с роскошным взглядом, подчеркнутым декоративной косметикой.
В 1918 году Макс Фактор озвучил свою давнюю идею о «цветовой гармонии». Суть идеи в том, что цвета декоративной косметики должны сочетаться не только между собой, но и соответствовать тону кожи, цвету волос и глаз женщины. Именно в это время благодаря Максу Фактору в обиход входит термин make up, ранее использовавшийся только при наложении грима.
С 1922 года компания Max Factor начинает выпуск грима под собственной маркой, постепенно вытесняя с рынка конкурентов. В начале 20-х годов в бизнес вступают и сыновья Макса: Фрэнк и Дэвис. Продажи компании растут с каждым годом, но Фактор не останавливается на достигнутом. В 1926 году он создает первый водостойкий грим для фильма «Mare Nostrum». В 1928 году выпускает целую линию косметики для черно-белого кино, за что получает премию «Оскар».
В 1929 Макс Фактор создает грим для набиравшего популярность звукового кино. Дело в том, что при съемках звуковых фильмов использовались лампы накаливания, которые, в отличие от карбоновых, распространяли тепло. А в сочетании с более чувствительной пленкой и старым гримом лица актеров получались очень темными.
Следующим большим шагом стало открытие в 1935 году «Студии макияжа Макса Фактора». Церемонию открытия посетило много звезд кино, она освещалась во всех газетах. Именно здесь воплотились все идеи Фактора о женской красоте. В студии было четыре кабинета, они разделялись по основным цветотипам, каждый открывала красивая и популярная женщина. Голубой кабинет предназначался блондинкам, зеленый – рыжеволосым, розовый – брюнеткам и персиковый – шатенкам. Также в студии находился изобретенный Максом Фактором «Калибратор красоты», который должен был измерять параметры каждой женщины для сравнения с идеальными стандартами. После этого стилист мог подобрать нужную косметику, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства клиентки.
В 1937 году под маркой Max Factor выходит новый грим для цветного кино, получивший название Pan-Cake. Правда, основная работа по созданию этого грима легла на плечи Фрэнка Фактора, так как его отец Макс проходил реабилитацию после того, как его сбил грузовик. Вскоре Pan-Cake поступил в продажу и стал доступен для всех желающих.
В 1938 году Макс Фактор после непродолжительной болезни умер. Этот человек внес неоценимый вклад в развитие косметической индустрии и кино. После себя Фактор оставил одну из крупнейших косметических империй, которую возглавил его сын Фрэнк. Он поменял имя на Макс Фактор-младший и пошел по стопам отца, разрабатывая новые косметические продукты.
В следующие годы под брендом Max Factor появился грим для телевидения, кремовая пудра, водостойкая тушь, кисточки для нанесения пудры и румян и т.д. Компания переживала взлеты и падения, но долгие годы оставалась законодательницей мод в мире косметики. В 1976 году Max Factor покинул последний прямой наследник Макса Фактора. В 1986 году она была продана компании Revlon, а в 1991 году близкая к банкротству Max Factor оказалась купленной Procter&Gamble. В компании произошли значительные изменения, и она снова вернулась к жизни.
На сегодняшний день Max Factor является процветающим предприятием, ежегодно приносящим доход более 1 млрд. долларов.