Деление звучания духов на верхние, сердечные и базовые ноты, то есть структура аромата – основа основ классического парфюмерного искусства. Ее понимание необходимо не только для составления ароматных композиций, но и для того, чтобы грамотно подобрать собственные духи.
Разделение аромата на составляющие в соответствии с расположением нот в музыкальном ряду было принято еще в XIX веке. Предложил его французский парфюмер Писсе, обративший внимание на то, что после контакта духов с кожей запах не остается неизменным, а проходит несколько фаз. У Писсе возникла ассоциация с музыкальным произведением, и с его легкой руки парфюмы стали «звучать», а наиболее уравновешенные – последовательно раскрываться верхними, средними (сердечными) и базовыми нотами.
Верхние ноты аромата
Духи включают в себя разные по степени летучести ингредиенты. Первыми испаряются самые летучие вещества. Мы в это время ощущаем верхние (головные) ноты ароматической симфонии. Испаряясь от нескольких минут до двух часов, верхние ноты создают первое впечатление о характере аромата, будто подготавливая нас к самому главному. Особенно часто в качестве верхних нота выступают лаванда, бергамот, цитрусовые, тимьян, розмарин, кориандр.
Нередко парфюмерия выбирается по верхним нотам, звучащим в самом начале. Порой это приводит к разочарованию в только что приобретенном аромате. Ведь после испарения головных нот парфюм начинает играть по-другому. Поэтому прежде чем купить духи, желательно составить представление о том, как они будут звучать в следующей ароматической стадии.
Средние ноты, ноты сердца
Сердечные ноты – ядро парфюма, на основе их звучания ароматы относят к той или иной группе (цветочные, шипровые, альдегидные, восточные и т. д.). Средние ноты звучат от трех до пяти часов, в зависимости от стойкости конкретного парфюма. Как правило, сердце аромата характеризуется спокойствием и мягкостью. Очень часто парфюмеры используют в качестве средних нот запахи цветов: розы, жасмина, вербены, герани и так далее.
Базовые ноты
Базовые или конечные ноты – это ноты, которые испаряются позже всех и звучат наиболее долго, обеспечивая стойкость и силу всей композиции. Завершающие запахи менее всего подвержены выветриванию и являются своеобразными фиксаторами парфюма. В качестве таких фиксаторов, продлевающих удовольствие от духов, часто используются ноты разных сортов дерева, дубовый мох, ваниль, ветивер и ингредиенты животного происхождения – амбра, мускус.
У компонентов животного происхождения есть свойство облагораживать, «округлять» композицию, делать духи утонченными. Кроме того, они делают сочетание аромата духов и естественного запаха человеческой кожи более гармоничным.
Аромат хорошего качественного парфюма не обрушивается подобно лавине, а раскрывается медленно, как цветочный бутон. Однако правило всегда подразумевает исключения. Сегодня некоторые бренды выпускают ароматы, которые не делятся на ноты. Относиться к таким духам (это в основном американский парфюм) можно по-разному, но право на существование они, безусловно, имеют.