В конце девяностых, когда ароматы Comme des Garçons («Ком ди Гарсон») завоёвывали мир, основательница модного бренда Рей Кавакубо призналась, что она никогда не увлекалась парфюмерией по-настоящему. Отсутствие благоговения перед авторитетами и традициями, формирование концепции ароматов исключительно на основе собственного видения – скорее всего, именно это позволило мадам Кавакубо создать одну из самых необычных парфюмерных марок. С Comme des Garçons сотрудничали Антуан Ли, Жан-Кристоф Эро, Марк Бакстон, Эвелин Боланже, Янн Васнье и другие признанные новаторы от парфюмерии. Страсть к авангардизму, свобода от стереотипов легко передаётся от выдающихся «носов» покупателям – надев аромат Comme des Garcons, уже невозможно смотреть на окружающий мир по-прежнему.
История Comme des Garcons
Рей Кавакубо родилась в Токио в 1942 году. Дизайнерского образования у Кавакубо нет, её университеты заключались в изучении литературы и изящных искусств. Этого и собственного таланта впоследствии оказалось более чем достаточно для передачи конструкторам одежды и парфюмерам своих неординарных идей.
- 1969 год. К проработавшей несколько лет стилистом в текстильной компании Рей приходит идея собственной марки, в качестве её названия девушка решает использовать слова популярной песни (на русский «Comme des Garcons» переводится «Как мальчик»).
- 1973 год. Токио основывается Comme des Garçons Cо. Ltd. Проходит презентация первой коллекции женской одежды Comme des Garçons. Новая марка приобретает известность на родине.
- 1978 год. Запускается мужская линия одежды Comme des Garçons.
- 1981 год. Первый показ Comme des Garçons в Париже, коллекция японского модельера вызывает в столице моды одновременно шок и восторг.
Рей Кавакубо никогда не стремилась «быть в моде». Вещи, выходящие под маркой Comme des Garçons, критики именовали «шиком Хиросимы», придумывали специально для них новые направления – например, «постъядерная мода». Сама Кавакубо считает своё творчество «антимодой». Одежда Comme des Garçons нарочито асексуальна, она нарушает пропорции тела, в ней нет симметрии, но есть незавершённость. Вещи нередко полны разрывов и дыр, они почти всегда включают непривычные элементы, выполняются из нестандартных материалов в белом, сером и чёрном цветах. Это не просто одежда, это произведения современного искусства.
- 1982 год. В Париже открывается именной бутик Comme des Garçons. Японский дом моды становится членом парижского Синдиката Pret-a-Porter.
- 1994 год. Дом моды презентует первый аромат – Comme des Garçons Eau de Perfume.
- 2001 год. На выставке в Антверпене имя Рей Кавакубо ставят рядом с именем Коко Шанель – экспозиция получает название «Две женщины: Габриэль Шанель и Рей Кавакубо».
Парфюмерия Comme des Garçons
«Эти духи покупаются для себя… Их цель – создать собственное комфортное пространство. Это абстрактные духи или даже антидухи». Так сказала об одном из первых ароматов бренда сама Рей Кавакубо. И эти слова прекрасно характеризуют всю парфюмерию Comme des Garçons. Под знаменитой маркой выходят женские, мужские и унисекс ароматы. Их композиции не вписываются в общие направления развития парфюмерной индустрии, они сложны и необычны. Одна из особенностей – использование нестандартных сочетаний и странных компонентов. Первый же парфюм бренда Comme des Garçons Eau de Perfume отличался от всего, что создавалось в парфюмерной индустрии раньше – он состоял из пряных нот. Дебютный аромат буквально сразу стал бестселлером, сегодня это уже классика.
В 1998 году вышел парфюм Odeur 53. Современная яркая композиция была составлена ровно из 53 нот, многие ингредиенты до этого не использовались в парфюмерии. В частности, синтетические молекулы, воспроизводящие запахи металла, кислорода, лака для ногтей, жженой резины, вулканического пепла, кукольных целлюлозных волос. Не менее оригинальна композиция аромата Comme des Garçons 2 (1999). В этом аромате изысканные традиционные компоненты (цитрусовые, ладан, магнолия) соседствуют с нестандартными ингредиентами, в числе которых – запах японских чернил. Флакон выполнен в виде металлизированной фляжки с выцарапанной на поверхности цифрой «2». У «двойки» есть мужская версия Comme des Garçons 2 Man, которая вышла в свет в 2005 году.
Среди популярных ароматов бренда обязательно нужно отметить женский парфюм Comme des Garçons 888. Работая над ним, Антуан Ли перевоплотился в средневекового алхимика и создал в своих ретортах золото. Точнее, парфюмерное воплощение благородного металла. По мнению Ли, аромат золота сначала раскрывается нотами куркумы, кориандра и молекулы Pepperwood. Затем начинают звучать герань, молекула Safraleine и ладан. В базу золотой композиции парфюмер поместил пачули и амбру.
Особенностью Comme des Garçons является присутствие в не такой уж широкой парфюмерной линии нескольких тематических серий унисекс. Series 1: Leaves – посвящение запахам природы. Series 2: Red включает парфюмерные композиции, состоящие из ингредиентов красного цвета. Например, пирамида древесного аромата Series 2: Red Sequoia включает махагони и каро-корунд в качестве начальных нот, секвойю и опопонакс в качестве нот сердца, кожу, дерево и ром в базе.
Series 3: Incense – уникальная для парфюмерной индустрии «спиритуалистическая» линия, посвящённая разным религиям. В ней 5 ароматов, названия которых отсылают нас к крупным религиозным центрам: Incense Jaisalmer – к городу Джайсалмеру и соответственно к индуизму, Incense Zagorsk – к Сергиеву Посаду (Загорску) и православию, Incense Avignon – к Авиньону и католицизму, Incense Ouarzazate – к Уарзазату и исламу, Incense Kyoto – к Киото и буддизму.
Парфюмерия Comme des Garçons – это искусство, но не музейное. Оно создаётся для людей, которые считают, что духи должны отражать не статус или стиль, а мировоззрение. И надо сказать среди клиентов Beauty Ornament таких свободных творческих личностей немало.