История российской парфюмерии

Сейчас мало говорят о российской парфюмерии, потому что она практически отсутствует в сегменте люкса и, тем более, ниши. При этом в классе масс-маркет российские производители представлены широко. Раньше же все было совершенно по-другому. Конец XIX — начало XX века стали периодом расцвета парфюмерного искусства в нашей стране.

Парфюмерия в России

История появления российских духов

Как и в большинстве стран, духи в Российской империи начали появляться на прилавках аптек, хоть и достаточно запоздало (в сравнении с Францией, Италией и странами Востока). А сами аптеки появились в России только в 1701 году, благодаря указу Петра I. Стоит отметить, что производством парфюмерной и косметической продукции занимались, прежде всего, выходцы из других государств. Да и популярностью у обеспеченных слоев населения (а это главные потребители дорогих ароматов) пользовались в первую очередь французские духи и косметические средства. Так что отечественным компаниям было тяжело бороться за благосклонность потребителя.

Но, несмотря на все трудности, качество продукции крупных российских производителей было на высоте и часто оценивалось высшими наградами на международных выставках. К началу XX века в России насчитывалось около 30 крупных парфюмерных производств (парфюмерные фабрики, стекольные заводы, химические лаборатории), в чьих руках был сосредоточен отечественный ольфакторный мир. Владельцы этих предприятий не сидели на месте, они много путешествовали, заключали контракты с французскими парфюмерами и привозили их в нашу страну. Так что российская парфюмерия имеет, в большинстве своем, французские корни. Но, попадая на нашу землю, идеи французских парфюмеров претерпевали изменения, обогащались русскими традициями.

Отличие российской парфюмерии

Очень большое внимание уделялось внешней составляющей парфюмерии. Каждый флакончик с духами был поистине арт-объектом. В первую очередь, это происходило от того, что главными покупателями ароматов были мужчины. Духи были отличным подарком, а женщины редко самостоятельно покупали себе парфюм. Зачастую представителей сильной половины человечества мало интересовало содержание аромата, а вот внешний вид должен был быть выше всяких похвал.

Чем дороже, красивее, тем лучше. Поэтому стекольные заводы выпускали флаконы, к созданию которых приложили руку популярные ювелиры и скульпторы. Например, в России не редки были парфюмерные флаконы производства Фаберже. Упаковывались бутылочки в картонные или деревянные коробочки, обтянутые шелком. На этикетках нередко встречались мотивы из русских сказок. Такое трепетное отношение к упаковке духов сохранилось вплоть до 60-х годов XX века.

Ралле и Ко

Среди тридцатки крупных парфюмерных марок самыми именитыми и знакомыми можно назвать две: «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» и «Товарищество Г. Брокар и Ко». Первое является, по сути, родоначальником российской парфюмерии, оно было основано 1843 году французским подданным Альфонсом Ралле. Производство за 10 лет стало масштабным, ассортимент состоял из дорогой косметики и парфюмерии.

Продукция пользовалась большой популярностью, а в 1855 фабрика получила звание поставщика Двора Его Императорского Величества, и это было лучшим достижением в России того времени. В 1956 году Ралле покинул Российскую Империю и вернулся на родину, где продолжил любимое дело. Производство было продано Бодрану и Бюжону, но имя фабрики было сохранено. С 1857 года во главе управления компанией стал Эдуард Бо (автор знаменитой Chanel № 5), который одновременно занимал и должность главного парфюмера.

«Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» процветало, и в 1913 году годовая прибыль его составляла 180 022 руб. Товарищество являлось официальным поставщиком не только Двора его Императорского Величества Императора Всероссийского, но и Персидского шаха и его Высочества князя Черногорского. На Парижской всемирной выставке в разные годы «Ралле и Ко» получило звания «Выше всякой награды» и «Гран-при». После революции 1917 года предприятие было национализировано и в конечном итоге превратилось в фабрику «Свобода». Парфюмерное производство было передано «Новой Заре», а упор делался на мыловарение и косметику.

Брокар и Ко

В 1861 году Анри Брокар прибыл в Москву из Франции и стал называть себя Генрихом Афанасьевичем. Какое-то время он работал инженером, нашел способ улучшения концентрации духов и продал свое изобретение французам за 25000 франков. Эти деньги Брокар пустил на создание мыловаренного предприятия. В этом деле он был настоящим новатором.

От мыла — к парфюмерии

Богатые люди предпочитали покупать заграничное мыло, поэтому Генрих Афанасьевич изготавливает дешевое мыло для простых людей. Причем, это был качественный продукт с интересным дизайном, например, для детей выпускалось мыло в виде зверушек и букв алфавита. В 1869 году предприятие расширилось и была построена фабрика по производству косметической и парфюмерной продукции.

Помимо мыла для широких масс населения стали изготавливаться помады и пудры. В 1872 году открылся первый фирменный магазин Брокара, а затем и второй. Именно в этих магазинах начинается продажа подарочных наборов с мылом, одеколоном, помадой, ароматическими саше и пудрой. Брокар стал первым производить общедоступный одеколон, получивший имя «Цветочный». Презентован этот парфюмерный продукт был очень эффектно. На Первой Всероссийской промышленно-художественной выставке Брокар поставил фонтан, вместо воды в котором был одеколон.

Слава Генриха Афанасьевича росла и доходы от предприятия тоже. Компания была официальным поставщиком двора герцогини Эдинбургской, Императорского двора России и Испанского королевского двора. Продукция получала много наград на российских и международных выставках. В 1900 году Анри Брокар умер в Каннах, его дело перешло вдове Шарлотте Андреевне, а затем управлять им стали сыновья Генриха. В 1913 «Товарищество Брокар и Ко» к 300-летию дома Романовых выпустило духи «Любимый букет императрицы», создателем которых стал друг и соратник Брокара-старшего Август Мишель. Духи были очень популярны и позднее получили новое имя — «Красная Москва».

В 1917 году компания была национализирована и известна сейчас, как фабрика «Новая Заря». А в 1991 году в Берлине был основан Холдинг Brocard Group, который считается наследником знаменитого «Товарищества Брокар и Ко». Компания производит недорогую парфюмерию для российского рынка. Хотя периодически выпускает и дорогие коллекционные ароматы.

Сейчас помимо Brocard на российском рынке широко представлена парфюмерия фабрики «Новая Заря», концерна «Калина» и сетевой компании Faberlic, также существуют небольшие компании по производству духов класса масс-маркет.