Как создают ароматы знаменитые парфюмеры?

Как создаются ароматыКак работают знаменитые парфюмеры, что дарит им вдохновение? Они создают свои ароматы по наитию? Или, наоборот, долго корпят над формулами, подбирая благоухающие ингредиенты путём долгих проб и ошибок? Эти вопросы не могут не волновать нас – тех, кто навеки покорён созданными чьим-то гением парфюмерными шедеврами. А ответить на них лучше всего могут сами парфюмеры. Предлагаем вам рассказы о себе и своей работе людей, являющихся крупными фигурами в современной парфюмерной индустрии: Жан-Клода Эллена, Франсуазы Донш, Франсуа Демаши и Тьерри Вассера.

 

Поэты от парфюмерии

Франсуа Демаши

Маэстро Франсуа Демаши за работой

Франсуа Демаши формулы новых ароматов иногда снятся. Тогда он встаёт среди ночи и берёт свою заветную красную тетрадь. В ней мэтр вот уже 30 лет записывает возникающие идеи, ей доверяет профессиональные секреты. По признанию Демаши, потерять свой дневник он страшно боится, ведь в нём хранится прошлое, которое имеет в создании ароматов огромное значение. Память Франсуа Демаши называет стержнем творческого процесса. Если бы нам с вами удалось заглянуть в красную книгу Демаши, то там мы нашли бы массу интересного: формулы запаха дождя в лесу, озона, мокрого картона, конфет, аптеки отца парфюмера и даже камня.


Франсуа Демаши – глава парфюмерного департамента Christian Dior, куратор парфюмерного направления корпорации LVMH (Givenchy, Guerlain, Dior, Kenzo, Fendi и т.д.), сотрудничает с Acqua di Parma. В прошлом работал на Chanel, сотрудничал с Ungaro и другими брендами. Автор Midnight Poison Dior, Escale a Pondichery Dior, Dahlia Noir Givenchy, Miss Dior Cherie Dior, Fan di Fendi Fendi, Kenzo Homme Sport Kenzo и десятков других известных ароматов.


Жан-Клод Эллена

Жан-Клод Эллена в процессе созидания

Есть свой секретный блокнот и у Жан-Клода Эллена. Маэстро записывает в него всё, что находит интересным для творческого процесса. В этом парфюмерном дневнике есть описания воодушевивших его владельца запахов (редкого вина, только что спиленного дерева, изысканного блюда) и его размышления о прочитанном или услышанном. Свои идеи мастер хранит не только на бумаге. На столе он держит пробирки с эликсирами-проектами. Ароматы Эллена рождаются так: сначала он составляет композиции из 5-10 нот, потом выдерживает паузу до 15 дней, чтобы снова к ним вернуться и критически оценить результат. Если композиция несовершенна, процесс начинается заново. По признанию месье Эллена, дом Hermès даёт ему время на созидание и свободу творчества.


Жан-Клод Эллена – креативный директор дома Hermès Parfums. На данный момент помимо работы в Hermès сотрудничает с The Different Company, L’Artisan Parfumeur, Frederick Malle. В прошлом долгое время работал на парфюмерное подразделение Yves Saint Laurent. Автор более ста ароматов, среди которых First Van Cleef & Arpel, Eau Parfumée Bvlgary, Declaration Cartier, In Love Again Yves Saint Laurent, Eau de Pamplemousse Rose Hermes.


Маркетинг плюс вдохновение

Франсуаза Донш

Мадам Донш — главный «нос» Givenchy

В отличие от поэтичных Демаши и Эллена Франсуаза Донш и Тьерри Вассер признаются, что их вдохновение достаточно сильно ограничено требованиями рынка. Но достижение баланса между требованиями бренда-работодателя и собственной интуицией приносит им огромное удовольствие. Франсуаза Донш, к примеру, настолько прониклась атмосферой модного дома Givenchy, что парфюмерные ингредиенты ассоциируются у неё с тканями. Роза – с атласом, цитрусы – с крепдешином, тубероза – с муслином, ветивер – с шерстью альпака. Получается, что свои ароматы мадам Донш кроит, подобно модельеру-дизайнеру.


Франсуаза Донш – главный ольфактолог дома Givenchy. Сотрудничала с брендами Panama 1924, Pineider, Demeter Fragrance, Molinard. Автор ароматов Ange ou Demon Le Secret Eau de Toilette Givenchy, Pi Neo Givenchy, Molinard Homme I Molinard, Daytona 10 Panama 1924.


Тьерри Вассер

Тьерри Вассер оценивает сырьё

Тьерри Вассер, как заправский маркетолог, воплощает в ароматах желания конечных потребителей. Даже не воплощает, а предвосхищает. А чтобы понять эти желания, маэстро порой подслушивает мнения покупательниц. По его словам, спроси он клиенток в лоб, чего они ждут от Guerlain, те непременно засмущаются. Предметом гордости для Вассера (первого, кстати, «не Герлена» на посту главы великой парфюмерной марки) является то, что именно при нём в ароматы дома Guerlain вернулась настоящая болгарская роза. Вообще, месье Вассер с большим почтением относится к богатым традициям Guerlain. Однако творит он в своём собственном стиле – ярком, сочном, немного хулиганистом.


Тьерри Вассер – главный парфюмер дома Guerlain, ранее – глава нью-йоркского и парижского отделений Firmenich, парфюмер в Givaudan. Сотрудничал и сотрудничает с целым рядом парфюмерных брендов. Автор многих знаменитых ароматов, например: Guerlain La Petite Robe Noir Eau de Toilette, Aqua Allegoria Flora Rosa Guerlain, L’Eau D’Issey pour Homme Issey Miyake, Poem Lancôme, Hot Couture Givenchy, Dior Addict Dior.


Ольфракторные пристрастия парфюмеров

У творцов парфюмерных композиций, как и у нас с вами, их потребителей, среди всего изобилия нот есть свои фавориты и аутсайдеры. Франсуа Демаши просто обожает жасмин (он навевает маэстро воспоминания о детстве в Грассе). Кроме того, он влюблён в розу, пачули и амбру. А вот к запахам кориандра и кумина Демаши относится с неприязнью. Но иногда пересиливает себя, включая эти ноты в композиции. В любимчиках у Франсуазы Донш – нежные ноты белых цветов. Не повезло специям, и особенно перцу – его мадам никогда не включает в формулы, считая излишне агрессивным. Что же, настоящее творчество не бывает объективным, нам – ценителям парфюмерного искусства – только лучше, когда его творцы прислушиваются к себе.