Как работают знаменитые парфюмеры, что дарит им вдохновение? Они создают свои ароматы по наитию? Или, наоборот, долго корпят над формулами, подбирая благоухающие ингредиенты путём долгих проб и ошибок? Эти вопросы не могут не волновать нас – тех, кто навеки покорён созданными чьим-то гением парфюмерными шедеврами. А ответить на них лучше всего могут сами парфюмеры. Предлагаем вам рассказы о себе и своей работе людей, являющихся крупными фигурами в современной парфюмерной индустрии: Жан-Клода Эллена, Франсуазы Донш, Франсуа Демаши и Тьерри Вассера.
Поэты от парфюмерии
Франсуа Демаши формулы новых ароматов иногда снятся. Тогда он встаёт среди ночи и берёт свою заветную красную тетрадь. В ней мэтр вот уже 30 лет записывает возникающие идеи, ей доверяет профессиональные секреты. По признанию Демаши, потерять свой дневник он страшно боится, ведь в нём хранится прошлое, которое имеет в создании ароматов огромное значение. Память Франсуа Демаши называет стержнем творческого процесса. Если бы нам с вами удалось заглянуть в красную книгу Демаши, то там мы нашли бы массу интересного: формулы запаха дождя в лесу, озона, мокрого картона, конфет, аптеки отца парфюмера и даже камня.
Франсуа Демаши – глава парфюмерного департамента Christian Dior, куратор парфюмерного направления корпорации LVMH (Givenchy, Guerlain, Dior, Kenzo, Fendi и т.д.), сотрудничает с Acqua di Parma. В прошлом работал на Chanel, сотрудничал с Ungaro и другими брендами. Автор Midnight Poison Dior, Escale a Pondichery Dior, Dahlia Noir Givenchy, Miss Dior Cherie Dior, Fan di Fendi Fendi, Kenzo Homme Sport Kenzo и десятков других известных ароматов.
Есть свой секретный блокнот и у Жан-Клода Эллена. Маэстро записывает в него всё, что находит интересным для творческого процесса. В этом парфюмерном дневнике есть описания воодушевивших его владельца запахов (редкого вина, только что спиленного дерева, изысканного блюда) и его размышления о прочитанном или услышанном. Свои идеи мастер хранит не только на бумаге. На столе он держит пробирки с эликсирами-проектами. Ароматы Эллена рождаются так: сначала он составляет композиции из 5-10 нот, потом выдерживает паузу до 15 дней, чтобы снова к ним вернуться и критически оценить результат. Если композиция несовершенна, процесс начинается заново. По признанию месье Эллена, дом Hermès даёт ему время на созидание и свободу творчества.
Жан-Клод Эллена – креативный директор дома Hermès Parfums. На данный момент помимо работы в Hermès сотрудничает с The Different Company, L’Artisan Parfumeur, Frederick Malle. В прошлом долгое время работал на парфюмерное подразделение Yves Saint Laurent. Автор более ста ароматов, среди которых First Van Cleef & Arpel, Eau Parfumée Bvlgary, Declaration Cartier, In Love Again Yves Saint Laurent, Eau de Pamplemousse Rose Hermes.
Маркетинг плюс вдохновение
В отличие от поэтичных Демаши и Эллена Франсуаза Донш и Тьерри Вассер признаются, что их вдохновение достаточно сильно ограничено требованиями рынка. Но достижение баланса между требованиями бренда-работодателя и собственной интуицией приносит им огромное удовольствие. Франсуаза Донш, к примеру, настолько прониклась атмосферой модного дома Givenchy, что парфюмерные ингредиенты ассоциируются у неё с тканями. Роза – с атласом, цитрусы – с крепдешином, тубероза – с муслином, ветивер – с шерстью альпака. Получается, что свои ароматы мадам Донш кроит, подобно модельеру-дизайнеру.
Франсуаза Донш – главный ольфактолог дома Givenchy. Сотрудничала с брендами Panama 1924, Pineider, Demeter Fragrance, Molinard. Автор ароматов Ange ou Demon Le Secret Eau de Toilette Givenchy, Pi Neo Givenchy, Molinard Homme I Molinard, Daytona 10 Panama 1924.
Тьерри Вассер, как заправский маркетолог, воплощает в ароматах желания конечных потребителей. Даже не воплощает, а предвосхищает. А чтобы понять эти желания, маэстро порой подслушивает мнения покупательниц. По его словам, спроси он клиенток в лоб, чего они ждут от Guerlain, те непременно засмущаются. Предметом гордости для Вассера (первого, кстати, «не Герлена» на посту главы великой парфюмерной марки) является то, что именно при нём в ароматы дома Guerlain вернулась настоящая болгарская роза. Вообще, месье Вассер с большим почтением относится к богатым традициям Guerlain. Однако творит он в своём собственном стиле – ярком, сочном, немного хулиганистом.
Тьерри Вассер – главный парфюмер дома Guerlain, ранее – глава нью-йоркского и парижского отделений Firmenich, парфюмер в Givaudan. Сотрудничал и сотрудничает с целым рядом парфюмерных брендов. Автор многих знаменитых ароматов, например: Guerlain La Petite Robe Noir Eau de Toilette, Aqua Allegoria Flora Rosa Guerlain, L’Eau D’Issey pour Homme Issey Miyake, Poem Lancôme, Hot Couture Givenchy, Dior Addict Dior.
Ольфракторные пристрастия парфюмеров
У творцов парфюмерных композиций, как и у нас с вами, их потребителей, среди всего изобилия нот есть свои фавориты и аутсайдеры. Франсуа Демаши просто обожает жасмин (он навевает маэстро воспоминания о детстве в Грассе). Кроме того, он влюблён в розу, пачули и амбру. А вот к запахам кориандра и кумина Демаши относится с неприязнью. Но иногда пересиливает себя, включая эти ноты в композиции. В любимчиках у Франсуазы Донш – нежные ноты белых цветов. Не повезло специям, и особенно перцу – его мадам никогда не включает в формулы, считая излишне агрессивным. Что же, настоящее творчество не бывает объективным, нам – ценителям парфюмерного искусства – только лучше, когда его творцы прислушиваются к себе.