Обязательная маркировка парфюмерии — что она принесет простому потребителю?

С 1 декабря 2019 года духи и туалетная вода подлежат обязательной маркировке, чтобы продаваться в России. С 1 марта эту систему начнут испытывать на добровольцах. Маркировке подвергнется не только парфюмерия, а целый список товаров: табачная продукция, некоторые наименования одежды, вся обувь, постельное белье, шины, покрышки и фотокамеры. Но нас, понятное дело, волнуют ароматы. Чем грозит закон об обязательной маркировке простым потребителям парфюмерии? Попробуем разобраться.

Как это работает?

Каждой товарной единице присваивается уникальный цифровой код, по которому можно отследить весь путь продукта вплоть до продажи его в розничной сети. Предоставляет эти коды государственный оператор ООО «ЦРПТ» (Центр Развития Перспективных Технологий). Эта структура занимается разработкой всего процесса маркировки. Коды зашифрованы для защиты от подделок и повторного использования. Также ЦРПТ внедряет считывающее оборудование и создает информационную среду, в которой находятся сведения о движении кодов. Еще планируется создать единую общероссийскую базу, где будет собрана вся информация о маркированных товарах (производитель, срок годности и т.п.).

Зачем это нужно?

Естественно, цели внедрения обязательной маркировки были благие. Прежде всего это исключение из товарооборота нелегальной продукции. Утверждается, что легальные поставщики и производители парфюмерии смогут быстро перестроится на новые схемы работы. По идее, от этого они должны получить рост прибыли и повышение конкурентоспособности. К тому же, переход на систему обязательной маркировки принесет значительный вклад в государственный бюджет.

Чем это грозит?

Сложно делать точные прогнозы, потому что система только начинает работать в тестовом режиме. Представители ЦРПТ заявляют, что для легального бизнеса и конечных потребителей никаких рисков и минусов не будет. Однако парфюмерные эксперты и такие мастадонты отечественного парфюмерно-косметического рынка как компании Л’Этуаль, Faberlic и Oriflame опасаются повышения цен. И действительно, чтобы перейти на маркированный товар компаниям необходимо потратить большое количество средств на новое оборудование, купить сами коды (с 1 декабря они будут платными), полностью изменить логистику и, возможно, сменить поставщиков.
С поставщиками возникает особо много трудностей. Дело в том что вся парфюмерная продукция должна быть промаркирована кодами, выданными ЦРПТ вне зависимости от страны изготовления. И таможню должен проходить уже промаркированный продукт. Понятно, что крупным зарубежным производителям с большими продажами в РФ по силам соответствовать новым правилам. В то время как небольшие нишевые марки просто перестанут отправлять свою продукцию на российский рынок. Такая же проблема будет с новыми брендами парфюмерии. Вряд ли новички будут заморачиваться кодами, чтобы только попасть в Россию.
Еще одним негативным фактором возможно станет исчезновение тестеров и пробников продукции. По закону они также должны маркироваться, но так как в большинстве своем не продаются, то просто зависнут в системе.

Резюмируем. Нововведение с обязательной маркировкой парфюмерии может обернуться для простого потребителя:

  1. повышением цен;
  2. уменьшением выбора парфюмерии;
  3. исчезновением небольших нишевых брендов с российского рынка;
  4. исчезновением тестеров и пробников.

Хочется надеяться, что результат будет не столь печальным. Но сложно поверить, что за 10 месяцев тестового режима у государства получится разработать действительно рабочую систему обязательной маркировки парфюмерии. Может быть, пора делать парфюмерные запасы, пока система не заработала в полную силу?